|
Сухих Владимиp Александpович, К ВОПРОСУ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЕССМЕРТИЯ ПУТЕМ ПЕРЕВОДА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ДРУГОЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ НОСИТЕЛЬ Статья А. Болонкина в ТМ 10/97 побудила меня поделиться собственны-ми идеями в этой области. Уже много лет мной ведутся проработки этой спе-цифической проблемы. (Кстати, в свое время я ввел для себя термин "элек-тронная жизнь", или, если угодно, Е-жизнь). Конечно, одинокому теоретику трудно конкурировать с сотнями ученых и десятками специализированных лабораторий, но... Дело в том, что на эту проблему - перемещение человеческого "Я" в компьютер, точнее, на ее реализацию, при всех огромных затратах средств, участии крупных специалистов, сложился крайне ограниченный, односторон-ний и одновременно запутанный взгляд. Более того, предлагаемые, в связи с этим, способы достижения этой цели, вероятно, не решают поставленную за-дачу вообще, и уж во всяком случае, затрудняют ее техническую реализацию. Доказательства? Давайте разберемся. Первое и самое главное. Проблема достижения человеком индивидуального бессмертия путем перемещения че-ловеческого "Я" в компьютер и смежные с ней проблемы совершенно не про-работаны в теоретическом, философском плане. По большому счету нет даже понимания того, ЧТО мы хотим сохранить - нет понимания, что такое "Я". Нет даже попыток работать с "теорией личности", как с выделенной само-стоятельной областью научного знания. А ведь необходимость определиться в этом плане уже назрела. Следовательно, полностью отсутствуют понимание и терминология, отражающие реальное поведение и функционирование сохра-няемой личности как самостоятельного объекта, как в процессе перемещения на новый носитель, так и "на новом месте жительства", на "старом", кстати, тоже. Конечно, формирование понятийного аппарата в этой области, вероят-но, можно сравнить только с формированием понятийного аппарата в ядер-ной физике в годы ее становления, настолько могут быть непривычны прин-ципы функционирования человеческого "Я" в компьютере. Но ведь нет даже сколько-нибудь приближенного, описательного понимания ситуации. Следо-вательно, предлагаемые способы сохранения "Я" в компьютере скорее интуи-тивны, чем основаны на какой-либо, более-менее реальной, степени понима-ния процесса. Конечно, это не вина, а беда, и до полной ясности здесь очень далеко. Плохо здесь другое, - при попытке построить даже не систему поня-тий в этой области, а только четко сформулировать задачу, видно, что предла-гаемый в статье А. Болонкина способ сохранения "Я", собственно к сохране-нию "Я" НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ! По крайней мере, в рамках сколько-нибудь логически обоснованных взглядов на этот вопрос. Теперь к делу. Для начала попытаемся кратко, но возможно более точно сформулировать задачу и попытаемся проанализировать предлагаемые спосо-бы ее решения. Итак, задача: сохранить личность человека (другими словами самосозна-ние человека, "Я" человека) путем перемещения этой личности в компьютер. В чем здесь могут быть проблемы? На данном этапе проблем всего две. ЧТО перенести и КАК перенести. Ну и еще одна маленькая проблемка, - как это сделать побыстрее и подешевле. Совершенно очевидно, что "как пере-нести", будет зависеть только от того, "что" придется переносить. А перено-сить нам придется личность человека, его самосознание, его "Я", а не чье-либо упрощенное представление о нем. Что представляет собой это "Я", в настоящее время не весьма понятно. По большому счету, "Я" сводят к двум глобальным принципам: 1. "Я" - некий результат мозговой деятельности - иными словами, про-грамма, подобная программам в компьютере, пусть и в другом виде. 2. "Я" - не является результатом мозговой деятельности - иными сло-вами, это душа. Автор чувствует, как сейчас возмутятся многие читатели - душа в XXI веке. Однако, все далеко не так просто. Ведь это слово еще не исчезло из сло-варя крупнейших нейрофизиологов, например, академика Бехтеревой (прошу у нее прощения, если неправильно представляю себе ее взгляды). В таких усло-виях, как представляется автору, полностью игнорировать эту сторону про-блемы (что сейчас, в основном, и происходит), вероятно, не стоит. Что можно сделать с программой? Переписать, только правильно, ничего не теряя. А как правильно переписать? Если известно, что писать - записать толь-ко нужные проявления деятельности мозга, и возможно тела. Этот путь нам пока недоступен. А если не известно, что писать? Записать все. Все проявления деятельно-сти тела и мозга. А затем, когда-нибудь выделить полезную составляющую. Но писать-то придется всю жизнь, как минимум для подстраховки. Одномо-ментной записью можно не обойтись! Нет уверенности в том, что одномо-ментная запись параметров деятельности только нейронов головного мозга, а не всей нервной системы, например, обеспечит правильное снятие ВСЕХ ха-рактеристик личности. Нельзя игнорировать также и вопросы типа: могут ли в личности (не в мозге) проходить какие-либо длиннопериодические процессы, если можно так выразиться? Или какую роль в деятельности личности (не мозга) играет сон? А если переписать не все, то получим только МОДЕЛЬ оп-ределенной степени полноценности. Как будто бы все. Но здесь возникает еще одна проблема, которую про-сто игнорируют, непонятно почему считая, что ее вовсе не существует! Это проблема ЛИЧНОСТИ-ОРИГИНАЛА. Или, если сформулировать проблему несколько по другому, как поступать с несколькими экземплярами-копиями личности? Что это вообще такое? Это одна личность? Сейчас почему-то считают, что так. Но ведь это не доказано ни с каких позиций. Хотя бы потому, что здесь бездоказательно подменяется представление о идентичности программы-копии программе-оригиналу на современных компьютерах, что, кстати, факт как будто бы самоочевидный, но с философской точки зрения тоже далеко не ясный, представлением о допустимости подобной идентичности в случае ра-боты с личностью. На это обстоятельство совсем не обращается внимание, так как оно путается с другим: получившаяся новая личность сама по себе вполне полноценна, но по-своему, что, кстати, тоже не вполне прозрачно для пони-мания. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Предположим, процесс записи прошел успешно, личность в компьютере начала функционировать. Что мы имеем в данном случае? В какой-то момент времени имеются две личности - оригинал и копия. Или даже несколько копий, если делать несколько сеансов записи, ну, скажем, через несколько лет. Самое главное, личность-оригинал, которая находилась в теле, все равно умрет! По большому счету, личности-оригиналу глубоко безразлично, существуют ли копии вообще! Нет доказательств какой-либо связи между ними, кроме грубой аналогии с современными компьютерами! В таком случае, c очень большой степенью вероятности это могут получиться ДРУГИЕ личности. Несмотря на все старания скопировать все правильно. Ну, не знаем мы степень сложности "Я"! А если получаемые личности другие, то какое это имеет отношение к индивидуальному бессмертию конкретного че-ловека? Никакого! К этой ситуации можно привести такую аналогию: современный худож-ник копирует картину старого мастера. Что он копирует - технику нанесения мазков, сочетание красок или общее впечатление? Какими средствами он пользуется в работе - холстом и минералами из деревни мастера или сверх-современной химической продукцией? Откровенно говоря, художник сам не знает, что копирует, и что хочет получить. Но с какой бы степенью имитации он не изготовил (используемый здесь термин, вероятно, не очень подходит) новую картину, все равно это будет КОПИЯ и ОРИГИНАЛОМ она никогда не станет, даже если настоящий оригинал и исчезнет. А получившаяся картина вполне полноценна, обладает реальной денеж-ной и художественной ценностью, но САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ! К оригиналу она имеет отношение только в качестве источника вдохновения, не более того. А что можно сделать с душой? Оставаясь хоть в какой-то степени мате-риалистом, можно предположить пока одно: надо обеспечить ее местом креп-ления к новому "телу". Это может быть некий "переходник" между душой и обычным неспециализированным компьютером, а не компьютером-имитатором. Но это может и не быть техническим устройством, а выступать в виде некоего "предложения поселиться". Зачем ей это нужно, мы углубляться не будем. Немного о стоимости. Вероятно, не вся деятельность тела и мозга в це-лом и отдельных нейронов в частности, направлена на поддержание функцио-нирования "Я". Следовательно, значительная часть мощности компьютера-имитатора при полной записи всех характеристик тела и мозга будет расходоваться "сама на себя". Для развивающейся электронной промышленности это, конечно, не проблема. Это проблема для тех, кого уже можно было бы успеть сохранить. Возможно для всех нас. Не имитируя деятельность нейронов, - используя внутреннюю логику процессора и программы, - можно изготовить процес-сор меньшей мощности, - быстрее и дешевле. Но, опять же, для этого надо знать, что такое "Я". А теперь можно рассмотреть и предлагаемые способы работы с "Я". Из сколько-нибудь серьезно проработанных, автору известны два спосо-ба. Прежде всего это способ, упомянутый в статье Болонкина. Назовем этот способ - Способом Копирования Личности - СКЛ. Процесс перемещения "Я" человека в компьютер, насколько мне извест-но, данным способом предполагается такой: берется, например, тяжелоболь-ной, некая аппаратура одномоментно записывает все параметры деятельности головного мозга, и затем очень мощный компьютер моделирует деятельность записанных нейронов. И все. В соответствии с вышеприведенным очевидно, что СКЛ: 1. пытается работать с "Я"-программой, возможность работы с "Я"-душой полностью игнорирует; 2. проблему личности-оригинала полностью игнорирует; 3. обеспечивает качество записи личности на уровне посредственной мо-дели, но не из-за недостаточной мощности компьютера, а из-за урезанного подхода, основанного на: А) снятии характеристик только с головного мозга; Б) одномоментной записи характеристик; 4. относительно дорог и неэффективен. В конечном итоге СКЛ может сгенерировать ДРУГУЮ, относительно первоначальной, МОДЕЛЬ-личность, которая и продолжит дальнейшее суще-ствование. Что же получили в итоге? Доведенную до логического конца, ставшую самостоятельной фотографию. Кстати, то же самое, вероятно, относится и к клонированию. Углубляться здесь можно долго, но к индивидуальному бессмертию СКЛ, вероятно, никакого отношения не имеет. Не понимая этого, человечест-во затратит миллиарды исключительно на самообман и на обман тех, кто за это будет платить. Здесь, кстати, между человеческой и Е-цивилизациями возникнет первая точка взаимонепонимания. Осознав все вышесказанное, Е-существа произве-денные с помощью СКЛ могут посчитать, что обязаны людям своим сущест-вованием в значительно меньшей степени, чем это будут считать сами люди. Второй способ - это способ Сергея Александровича Стебакова. Этот способ был представлен на Федоровских чтениях несколько лет назад. По представлениям С.А. Стебакова, человек - живая система - состоит из "психического аппарата" - некоего сверхсознания, часть которого связана с "телесным манипулятором" посредством коммутатора-мозга. Процесс умира-ния представляется в виде разрыва связи между "психическим аппаратом" и "телесным манипулятором". Следовательно, связь можно укрепить, в частно-сти, посредством специальных тренировок с участием нового "искусственно-го телесного манипулятора", а затем, возможно, и полностью переключить "психический аппарат" на новый манипулятор. Ключевым моментом в этом процессе является применение специального устройства - "буксира". Это устройство должно попытаться произвести указанное выше переключение в случае, когда процессы жизнедеятельности тела будут искусственно приглу-шены почти до предела возможного. Объем статьи не позволяет подробнее разобрать эту теорию, но и ее можно кратко пропустить через заданные во-просы. Что получим здесь? Способ Стебакова: 1. Пытается работать с "Я"-душой, возможность работы с "Я"-программой полностью игнорирует. 2. Проблему личности-оригинала решает, но... 3. Проблем со снятием полноты характеристик и записью нет, но... 4. В техническом отношении реализация проблематична, в сущности, из-за двух моментов: А) Чтобы направить поток информации на новый "телесный манипуля-тор" буксир нужно, говоря прямо, подключить МЕЖДУ телом и душой. А где это? Ведь даже прямое подключение к мозгу будет ПОСЛЕ. А о подключении к нервным окончаниям тела и говорить несерьезно. Б) Можно ли, в принципе, заставить сверхсущество - душу предпринять какие-либо усилия без ее согласия? Кто кем вертит - собака хвостом или хвост собакой? Способ Стебакова на первый взгляд обеспечивает сохранение истинного "Я", но при более детальном рассмотрении может выявиться, например, что частное проявление "Я" зависит от "схемы подключения" (некоторые восточ-ные учения об этом говорят), а при новом манипуляторе она будет другой. Другое проявление "Я" это то же самое "Я" или другое? Или, что гораздо ху-же, свободное место может быть занято другим "психическим аппаратом" ис-ходя из каких-то своих высших соображений. Что я хотел этим сказать, ду-маю, все поняли. Подведем небольшой итог. По представлениям автора статьи предложен-ные способы, скорее всего, не являются способами достижения индивидуаль-ного бессмертия для человека. Но известно, что один дурак может задать столько вопросов, что и сотня мудрецов не ответит. И поэтому, эта статья не была бы написана, если бы автор не предложил свой, совершенно новый спо-соб достижения бессмертия с использованием компьютера. Назовем его Способом Постепенного Перемещения. Способ основан на использовании логически завершенного представления о наличии в управ-ляющей деятельности мозга так называемой "схемы тела". Исходя из пред-ставления о том, что "Я" возникает в результате процессов переработки ин-формации (душа или мозг в данном случае могут использовать только ту ин-формацию, которую им поставляет тело), можно предположить, что постоян-ной существенной частью "Я" является постоянный учет параметров, посту-пающих от "схемы тела" и памяти. Это очевидно и известно. Не очевидно другое - "схема тела" не является постоянной! Прежде все-го, она "растет" с телом. Когда растет ребенок. Она "растет" и при, например, тренировках спортсменов. Она "уменьшится" когда вырвут зуб. Более того, она даже выходит за пределы физического тела и распространяется на пред-меты, частью тела вообще не являющиеся! Взять, например, костыли, или, еще лучше, очки. Вспомните, как Вы не можете их найти, в то время как они у Вас на носу! Развивая эту мысль дальше, можно предположить, что "Я" инвалида, имеющего "Запорожец", более "расширено", чем "Я" инвалида, автомобиля не имеющего. Здесь "Я" вынуждено учитывать способы своего передвижения и отра-жать их "в себе". А способы работы с внешней информацией? Например, ком-пьютер явно открывает новую грань в функционировании "Я" в информаци-онном пространстве. И наверняка он присутствует в каком-то виде в "схеме тела" компьютер-ного фаната, месяцами ползающего по "Интернет". Или взять наркотики. Они не только имеются в памяти, как принято считать, но и присутствуют в "схеме тела" в качестве внешнего объекта. Возможно даже, что с появлением в орга-низме наркотического вещества, в мозгу, наряду с основным "Я", возникает и некое виртуальное "Я", но без самосознания, так как на его полноценное су-ществование не хватает вычислительных ресурсов мозга. Честно говоря, автор и сам не совсем понимает это предположение, но и рассмотрение его не вхо-дит в рамки статьи. Продолжим. Теперь рассмотрим вопрос о работе электронных протезов. Сигнал от механической руки через вживленную микросхему подается прямо в нужный отдел мозга. И "Я" воспринимает механическую руку как свою соб-ственную (пусть и не совсем). И становится полноценным, точнее расширяет-ся. А вот теперь самое главное. А что будет, если подобным способом - прямым подключением к мозгу, нормальному здоровому человеку попытать-ся подключить, например, третью руку? Первое, что будет отмечено, - в мозгу нет зон, работающих на эту дополнительную руку. Но это совсем не значит, что не найдется ни одного участка, с помощью которого можно будет научиться управлять этой рукой. Тем более что существующие руки можно временно лишить подвижности. Адаптационные возможности мозга очень ве-лики, и скорее всего, через некоторое время, человек научится использовать эту дополнительную руку в качестве своей. И что самое важное, она будет полноправно включена в "схему тела". Опираясь на расширенную "схему те-ла", расширится и самосознание-"Я". А если подключить десять новых рук? Теперь, для полноценного овладения новыми конечностями адаптацион-ных возможностей мозга уже не хватит. Здесь нужно подключить к мозгу тот самый имитирующий компьютер - в качестве нового отдела мозга, на кото-рый и прицепить эти руки. Теперь, если ограничить деятельность тела, для своего нормального су-ществования "Я" вынуждено будет "освоить" вычислительные ресурсы ком-пьютера и включить его в "схему тела". А если постепенно подключать все новые и новые системы и органы, поставляющие полезную для "Я" информа-цию? Например, устройства для улавливания инфракрасного и ультрафиоле-тового излучений, устройства для работы с запахами, да и многое другое. В таких условиях "Я" будет подключать к "схеме тела" все новые и новые разде-лы. И наконец, наступит такой момент, когда мощность подключенного ком-пьютера превзойдет мощность мозга, а затем и превзойдет его многократно. И тогда уже не компьютер будет выступать в качестве дополнительного к мозгу устройства, а наоборот. И тогда "центр тяжести" "Я" переместится в компью-тер, а на собственно мозг будет опираться его малая часть. А теперь можно вспомнить, что "схема тела" может и уменьшаться. И в случае смерти физиче-ского тела оно будет попросту отброшено, с несущественным сокращением расширенного самосознания. "Я" останется в компьютере! Понятно, что не обязательно всю эту массу устройств подключать физи-чески. Этого можно достичь виртуальной имитацией. Все это только дело тех-ники. Основных трудностей здесь видится три (исключая, конечно, непосред-ственную работу с мозгом). Первое - как корректно заставить мозг использовать внешние вычисли-тели и память. Здесь могут помочь только эксперименты. Второе - в результате про-цесса мы получаем "сверх-Я". Что с ним делать? Свернуть его обратно до размеров человеческого или позволить ему существовать? Самостоятельно это "сверх-Я" вряд ли захочет свернуться. Здесь, вероятно, можно попробо-вать рассчитать некие режимы расширения и уменьшения "схемы тела", свя-занные со временем пребывания "Я" в каждом состоянии, с целью оптималь-ного освоения каждой ступени развития и в то же время при минимальном времени нахождения в состоянии расширенного сознания. Третье - способ дороже и сложнее предлагаемых. Но видится и три достоинства. Первое, - еще не предложен ни один способ, позволяющий переместить "Я" ИЗ КОМПЬЮТЕРА в тело. Способ Постепенного Перемещения, развернутый в обратную сторону, позволяет проделать эту операцию. Второе, - если подключить подобное устройство в самом раннем воз-расте, это позволит в течение всей жизни корректировать взаимодействие ин-дивидуальных особенностей мозга и личности с компьютером с учетом ощу-щений человека, а побочным результатом такого процесса будет, в частности, возможность непосредственной записи информации в мозг. Представьте себе ребенка 3-4 лет с университетским образованием. И это не будет насилием над личностью. Наоборот, личность, не ограниченная в способах добычи инфор-мации, сама возьмет столько, сколько в состоянии будет освоить. И, наконец, третье, - способ поддается экспериментальной проверке уже сейчас. Ничто не мешает, используя компьютер подобным образом, довести, например, ин-теллект крысы до уровня интеллекта обезьяны. И посмотреть, что получается. И откорректировать метод. Стоит развеять и еще одно заблуждение. Это сообщество электронных индивидуумов нельзя будет назвать цивилизацией в том смысле, в котором используют этот термин. А если это и будет цивилизация, то в этом качестве она будет существовать совсем недолго. Затем индивидуумы, вероятно, "сольются" в единое сверхсознание. Об этом мы можем иметь представление из фантастических романов. На практике для человечества это выльется в следующее, - один раз со-хранив свою жизнь, индивидуальности будут продолжать это делать и далее. Следовательно, они могут прийти к выводу, что надежность электроники для этих целей мала. Они захотят подобрать для себя еще более надежный носитель. И с целью экономии времени могут развернуть в этом направлении всю научную и про-мышленную базу планеты. Ну, а еще дальше... А в общем, можно сказать, что проблема индивидуального бессмертия человека
должна быть выведена за рамки ее обсуждения отдельными заинте-ресованными
лицами, так как в скором будущем она может превратиться в глобальный политико-экономический
фактор. |