|
|
Модель
воспитания личности в информационной среде
Информационная
среда (ИС) в модели фактически объединяет общество и информационные
ресурсы, то есть рассматриваются все три аспекта, сформулированные
выше. ИС состоит из четырех объектов: 1) образовательно-воспитательной
среды семьи, школы, библиотеки ("семья - школа"), 2) средств
массовой информации, 3) виртуального пространства игр и интернета
("виртуал"),
4)
среды субкультуры сверстников, уличных знакомых ("улица").
|
|
Заметим,
что теперь на преподавателя и семью возлагается обязанность формирования
безопасного информационного пространства ребенка, обучения этике и навыкам
владения информационными технологиями.
Этому служит социальная информатика, которая опирается на взаимодействие
трех объектов: общество, информационные ресурсы и личность.
Семья
- школа - библиотека
Видимо,
наибольшее влияние на воспитание личности оказывает эта среда. Методики
образования и воспитания в семье и в образовательных учреждениях разработаны
и апробированы в течение тысячелетий. Решение вопросов воспитания в большей
степени на себя берет семья, образовательную функцию - школа, и вместе
они формируют в личности позитивное стремление к обучению и культуре.
Роль библиотеки здесь возрастает за счет предоставления доступа к информационным
ресурсам интернета. Для таких библиотек актуально выработать этические
правила работы с электронной информацией.
Средства
массовой информации
Коммерческий
характер СМИ, кодирующей сознание рекламы, "грязной" политики
формирует тягу к жестокости, мещанские стремления в жизни, а порой, политический
и религиозный экстремизм. Поэтому нужен этический кодекс СМИ в котором
оговариваются правила предоставления и структура информации. Такой кодекс
обязательно должен иметь предписывающую (возможно даже запрещающую) и
рекомендующую части. Предписывающая часть не должна ограничивать свободу
слова, но должна защищать аудиторию от деструктивной информации. Фактически,
предписывающая часть должна защищать права потребителей информации, подобно
закону о правах потребителя.
Виртуал
Под
виртуалом мы понимаем электронную информацию, входящую в общий информационный
ресурс. Эта информация может быть интерактивной и пассивной. С нашей точки
зрения наибольшую озабоченность вызывает интерактивная информация, в частности
компьютерные игры.
Виртуальным миром игры можно назвать динамическую интерактивную мультимедийную
модель реальности. В ней должна присутствовать структурно-смысловая организация
взаимодействия объектов. Такие модели строятся согласно концепции, сюжету
и классифицируются по жанрам. Разрабатываются многопользовательские игры
и виртуальные миры для участников, подключенных к интернет. Большее распространение
получили виртуальные объекты, созданные в виде чата.
Возможность реализовывать фантазии в виртуальном мире и "жить"
в них очень привлекательна. Эта виртуальная "жизнь" может входить
в привычку. Вот вам и компьютерная наркомания!..
Сами по себе эти псевдомиры не опасны. Но если в них вкладывается негативный
подтекст и игра "засасывает", то это должно беспокоить. Интересно,
что чем совершеннее технологии виртуала, тем он опасней как псевдожизнь.
Трехмерная игра "красивей" двухмерной, а многопользовательская
игра в сети интернет еще красивей и привлекательнее - как более сильный
наркотик.
Повторим возникший парадокс, чем большая потенциальная польза виртуала
для решения реальных задач, тем осторожней с ним надо "играть".
Улица
Улица - всегда головная боль для родителей, а значит и для учителей. Здесь
нет необходимой защиты от негативной информации и корыстного умысла. Социологи
говорят - наркомания и преступность среди молодежи приобрела катастрофические
размеры. К сожалению, этот процесс глобальный.
Известно появление различных молодежных течений. Они образуют субкультуры:
панки, хиппи, рэперы, спортивные и политические фанаты... Их нравы отнюдь
не способствуют созданию привлекательного образа человека и гражданина,
но зато привлекателен для многих образ "героя". И вот в этот
уличный калейдоскоп добавляет тиражированные миллионами экземпляров уличные
"образцы" героев из ТВ и компьютерных сетей.
Итак, мы имеем еще одно информационное поле - взрывчатую смесь Улицы с
интернетом. "Улица", как вся жизнь - это экзамен для личности
на твердость морально-нравственных понятий и характера.
Личность
Воспитание
личности определяется вектором внутреннего духовного потенциала, накопленным
опытом, выраженным в модели в виде стремлений, и воздействием информационной
образовательной среды. Информация, поступающая из различных источников
этой среды, имеет различную ценность, направлена на формирование тех или
иных стремлений. По нашему мнению, для личности важно дифференцированное
отношение к этим информационным потокам.
Знания, которые дает семья - школа - библиотека, должны восприниматься
учащимся с уважением и доверием. Тогда коэффициент полезного действия
при обучении будет высок. Очевидно, что достоверность и ценность такой
информации высока.
Информацию, которую предоставляет СМИ и которую можно получить в интернете,
необходимо оценивать по критериям ценности, достоверности, нравственности.
Необходимо учитывать степень доверия к источнику информации.
К информации, получаемой на "улице", часто нужно относится с
сомнением. Точность и правильность информации существенно зависит от ее
источника. Общение с "улицей" часто противоположно общению с
"семьей - школой". На "улице" могут настаивать, и
даже принуждать, к действиям, опасным для личности и ее будущего. Порядочность
и искренность на "улице" приходится искать и ценить.
Однако не только важно дифференцированное отношение к описанным информационным
потокам, но и важно, чтобы внимание не концентрировалось на одном из них.
По нашему мнению, развитие личности будет тогда гармонично, когда учащийся
будет брать лучшее согласно собственному нравственному и духовному потенциалу.
|
|