Рисунок Егорова А.Л.
 
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: факультатив для школьников - технарей
Главная страница
МОДЕЛЬ 1
Схема "Личность и ИС"
Теория "Личность и ИС"
МОДЕЛЬ 2
Схема "IEV-модель"
Теория "IEV-модель"
Практика
Ссылки
Гостевая книга
 

Методические комментарии для учителя

"Praemonitus praemunitus"
"Кто предупрежден, тот вооружен"

"Нашему уму свойственно верить, а воле - хотеть;
и если у них нет достойных предметов для веры и
желания, они устремляются к недостойным"
Блез Паскаль

"...и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго"
Евангелие от Матфея

.

Нам представляется, что основной целью изучения раздела "социальная информатика" в школе является не изучение терминов социологии и философии. Здесь главное - это научить задавать вопрос "зачем?", поговорить о такой важной составляющей определения информации как смысл. Если отталкиваться от определения информации как структурно-смыслового разнообразия мира (профессор В.Н.Волченко), то составляющие "структура", "разнообразие" (т.е. виды, классификация, измерение) подробно рассматриваются в других разделах информатики. Так вот именно в рамках социальной информатики и надо рассуждать о смысле. Как минимум о "смысле информации".

Мы говорим о том, что все заборы исписаны лукавый знает чем! Но что мы хотим, если школа учит как писать, но иногда мало заставляет задумываться зачем?

Модели, которые предлагаются в качестве основ для изучения социальной информатики, предназначены для того, чтобы, во-первых, познакомить с проблематикой, а во-вторых - и это самое главное - подвести к диалогу учителя с классом. К диалогу, который, как бы хотелось, заставит задуматься. Задуматься над вопросом: вот есть компьютер, Internet, а как с помощью них сделать Мир лучше?

Кроме прочего, по нашему мнению, необходимо затронуть вопрос экологии информации и сознания. Рассмотреть этические, или, если хотите, экоэтические (этика + экология) проблемы:

- неосознаваемый учеником переход компьютера из состояния инструмента обучения в состояние "хозяина", как бы поглощающего не созревший интеллект школьника (в том числе увлечение ребенка различными компьютерными играми и чатами);

- увлечение детей безнравственной и асоциальной электронной информацией;

- использование компьютера для распространения сообщений непристойного,
угрожающего, клеветнического характера (в том числе спамерство);

- создание вредоносных программ, в том числе, компьютерных вирусов;

- компьютерное хулиганство, в том числе взлом программ и коммуникаций (хакерство);

- использование ЭВМ для присвоения ценностей, прав, привилегий.

Детальная методическая проработка раздела "социальная информатика", скорее всего, должна быть самостоятельно выполнена учителем. Так как здесь определяющим является личный опыт и убеждения учителя. В своей практике (этот раздел успешно прошел апробацию и на уроках, и на ряде конференций) социальную информатику даем в старших классах в объеме 6-10 часов. Рассматриваем обе модели, знакомим с терминологией, экоэтическими проблемами. Целесообразно, чтобы модуль социальной информатики шел сразу за обучением работе с Internet. После двух теоретических занятий мы проводим круглый стол, к которому учащиеся готовят краткие сообщения. Кроме отдельных реферативных заданий, вопрос по теме включаем в контрольную работу по навыкам работы в Internet. Вот примеры вопросов контрольной работы:

- Предмет изучения социальной информатики. Информационное общество. Информационные ресурсы.

- Информационно-энергетическая модель вселенной. Расширенное понятие информации на примере модели.

- Модель "личность и информационная среда". Экологоэтические проблемы использования ЭВМ

Примеры тем для подготовки к круглому столу:

- Что должен включать в себя экоэтический кодекс или закон о защите прав потребителей информации?

- Нужно ли бороться с компьютерными наркотиками - играми, чатами?

- Реклама - двигатель или тормоз прогресса?

- Как сделать Интернет планетарным МЧС?

- Возможно ли создание полноценного искусственного интеллекта?


Позвольте в заключение обратиться к Вам с предложением присылать нам электронные работы школьников по социальной информатике на конкурс творческих работ "Улитка".

Спасибо, Вам.

 

Сайт создан в системе uCoz