|
Методические комментарии для учителя "Praemonitus praemunitus" "Нашему уму свойственно верить, а воле - хотеть; "...и не введи нас во искушение, но избави нас от
лукаваго" . Нам представляется, что основной целью изучения раздела "социальная информатика" в школе является не изучение терминов социологии и философии. Здесь главное - это научить задавать вопрос "зачем?", поговорить о такой важной составляющей определения информации как смысл. Если отталкиваться от определения информации как структурно-смыслового разнообразия мира (профессор В.Н.Волченко), то составляющие "структура", "разнообразие" (т.е. виды, классификация, измерение) подробно рассматриваются в других разделах информатики. Так вот именно в рамках социальной информатики и надо рассуждать о смысле. Как минимум о "смысле информации". Мы говорим о том, что все заборы исписаны лукавый знает чем! Но что мы хотим, если школа учит как писать, но иногда мало заставляет задумываться зачем? Модели, которые предлагаются в качестве основ для изучения социальной информатики, предназначены для того, чтобы, во-первых, познакомить с проблематикой, а во-вторых - и это самое главное - подвести к диалогу учителя с классом. К диалогу, который, как бы хотелось, заставит задуматься. Задуматься над вопросом: вот есть компьютер, Internet, а как с помощью них сделать Мир лучше? Кроме прочего, по нашему мнению, необходимо затронуть вопрос экологии информации и сознания. Рассмотреть этические, или, если хотите, экоэтические (этика + экология) проблемы: - неосознаваемый учеником переход компьютера из состояния инструмента обучения в состояние "хозяина", как бы поглощающего не созревший интеллект школьника (в том числе увлечение ребенка различными компьютерными играми и чатами); - увлечение детей безнравственной и асоциальной электронной информацией; - использование компьютера для распространения сообщений непристойного,
- создание вредоносных программ, в том числе, компьютерных вирусов; - компьютерное хулиганство, в том числе взлом программ и коммуникаций (хакерство); - использование ЭВМ для присвоения ценностей, прав, привилегий. Детальная методическая проработка раздела "социальная информатика", скорее всего, должна быть самостоятельно выполнена учителем. Так как здесь определяющим является личный опыт и убеждения учителя. В своей практике (этот раздел успешно прошел апробацию и на уроках, и на ряде конференций) социальную информатику даем в старших классах в объеме 6-10 часов. Рассматриваем обе модели, знакомим с терминологией, экоэтическими проблемами. Целесообразно, чтобы модуль социальной информатики шел сразу за обучением работе с Internet. После двух теоретических занятий мы проводим круглый стол, к которому учащиеся готовят краткие сообщения. Кроме отдельных реферативных заданий, вопрос по теме включаем в контрольную работу по навыкам работы в Internet. Вот примеры вопросов контрольной работы: - Предмет изучения социальной информатики. Информационное общество. Информационные ресурсы. - Информационно-энергетическая модель вселенной. Расширенное понятие информации на примере модели. - Модель "личность и информационная среда". Экологоэтические проблемы использования ЭВМ Примеры тем для подготовки к круглому столу: - Что должен включать в себя экоэтический кодекс или закон о защите прав потребителей информации? - Нужно ли бороться с компьютерными наркотиками - играми, чатами? - Реклама - двигатель или тормоз прогресса? - Как сделать Интернет планетарным МЧС? - Возможно ли создание полноценного искусственного интеллекта?
Спасибо, Вам.
|