Рисунок Егорова А.Л.
 
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: факультатив для школьников - технарей
Главная страница
МОДЕЛЬ 1
Схема "Личность и ИС"
Теория "Личность и ИС"
МОДЕЛЬ 2
Схема "IEV-модель"
Теория "IEV-модель"
Практика
Ссылки
Гостевая книга
 

Модель воспитания личности в информационной среде

Информационная среда (ИС) в модели фактически объединяет общество и информационные ресурсы, то есть рассматриваются все три аспекта, сформулированные выше. ИС состоит из четырех объектов: 1) образовательно-воспитательной среды семьи, школы, библиотеки ("семья - школа"), 2) средств массовой информации, 3) виртуального пространства игр и интернета ("виртуал"),
4) среды субкультуры сверстников, уличных знакомых ("улица").

Заметим, что теперь на преподавателя и семью возлагается обязанность формирования безопасного информационного пространства ребенка, обучения этике и навыкам владения информационными технологиями.
Этому служит социальная информатика, которая опирается на взаимодействие трех объектов: общество, информационные ресурсы и личность.

Семья - школа - библиотека

Видимо, наибольшее влияние на воспитание личности оказывает эта среда. Методики образования и воспитания в семье и в образовательных учреждениях разработаны и апробированы в течение тысячелетий. Решение вопросов воспитания в большей степени на себя берет семья, образовательную функцию - школа, и вместе они формируют в личности позитивное стремление к обучению и культуре.
Роль библиотеки здесь возрастает за счет предоставления доступа к информационным ресурсам интернета. Для таких библиотек актуально выработать этические правила работы с электронной информацией.

Средства массовой информации

Коммерческий характер СМИ, кодирующей сознание рекламы, "грязной" политики формирует тягу к жестокости, мещанские стремления в жизни, а порой, политический и религиозный экстремизм. Поэтому нужен этический кодекс СМИ в котором оговариваются правила предоставления и структура информации. Такой кодекс обязательно должен иметь предписывающую (возможно даже запрещающую) и рекомендующую части. Предписывающая часть не должна ограничивать свободу слова, но должна защищать аудиторию от деструктивной информации. Фактически, предписывающая часть должна защищать права потребителей информации, подобно закону о правах потребителя.

Виртуал

Под виртуалом мы понимаем электронную информацию, входящую в общий информационный ресурс. Эта информация может быть интерактивной и пассивной. С нашей точки зрения наибольшую озабоченность вызывает интерактивная информация, в частности компьютерные игры.
Виртуальным миром игры можно назвать динамическую интерактивную мультимедийную модель реальности. В ней должна присутствовать структурно-смысловая организация взаимодействия объектов. Такие модели строятся согласно концепции, сюжету и классифицируются по жанрам. Разрабатываются многопользовательские игры и виртуальные миры для участников, подключенных к интернет. Большее распространение получили виртуальные объекты, созданные в виде чата.
Возможность реализовывать фантазии в виртуальном мире и "жить" в них очень привлекательна. Эта виртуальная "жизнь" может входить в привычку. Вот вам и компьютерная наркомания!..
Сами по себе эти псевдомиры не опасны. Но если в них вкладывается негативный подтекст и игра "засасывает", то это должно беспокоить. Интересно, что чем совершеннее технологии виртуала, тем он опасней как псевдожизнь. Трехмерная игра "красивей" двухмерной, а многопользовательская игра в сети интернет еще красивей и привлекательнее - как более сильный наркотик.
Повторим возникший парадокс, чем большая потенциальная польза виртуала для решения реальных задач, тем осторожней с ним надо "играть".

Улица

Улица - всегда головная боль для родителей, а значит и для учителей. Здесь нет необходимой защиты от негативной информации и корыстного умысла. Социологи говорят - наркомания и преступность среди молодежи приобрела катастрофические размеры. К сожалению, этот процесс глобальный.
Известно появление различных молодежных течений. Они образуют субкультуры: панки, хиппи, рэперы, спортивные и политические фанаты... Их нравы отнюдь не способствуют созданию привлекательного образа человека и гражданина, но зато привлекателен для многих образ "героя". И вот в этот уличный калейдоскоп добавляет тиражированные миллионами экземпляров уличные "образцы" героев из ТВ и компьютерных сетей.
Итак, мы имеем еще одно информационное поле - взрывчатую смесь Улицы с интернетом. "Улица", как вся жизнь - это экзамен для личности на твердость морально-нравственных понятий и характера.

Личность

Воспитание личности определяется вектором внутреннего духовного потенциала, накопленным опытом, выраженным в модели в виде стремлений, и воздействием информационной образовательной среды. Информация, поступающая из различных источников этой среды, имеет различную ценность, направлена на формирование тех или иных стремлений. По нашему мнению, для личности важно дифференцированное отношение к этим информационным потокам.
Знания, которые дает семья - школа - библиотека, должны восприниматься учащимся с уважением и доверием. Тогда коэффициент полезного действия при обучении будет высок. Очевидно, что достоверность и ценность такой информации высока.
Информацию, которую предоставляет СМИ и которую можно получить в интернете, необходимо оценивать по критериям ценности, достоверности, нравственности. Необходимо учитывать степень доверия к источнику информации.
К информации, получаемой на "улице", часто нужно относится с сомнением. Точность и правильность информации существенно зависит от ее источника. Общение с "улицей" часто противоположно общению с "семьей - школой". На "улице" могут настаивать, и даже принуждать, к действиям, опасным для личности и ее будущего. Порядочность и искренность на "улице" приходится искать и ценить.
Однако не только важно дифференцированное отношение к описанным информационным потокам, но и важно, чтобы внимание не концентрировалось на одном из них. По нашему мнению, развитие личности будет тогда гармонично, когда учащийся будет брать лучшее согласно собственному нравственному и духовному потенциалу.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz